Обжалование решений таможенных органов

Получите юридическую консультацию
Нажимая кнопку «Получить консультацию», вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Получите бесплатную консультацию
Нажимая кнопку «Получить консультацию», вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Наша команда:
Никита Федоров
Никита Федоров
Управляющий партнер
  • Более 20 лет работы в российском праве.
  • Член экспертного совета при Комитете Государственной Думы России по физической культуре и спорту.
  • Член юридического совета ФРИО.
Сергей Данилов
Сергей Данилов
Партнер (Россия), Доктор права (Juris Doctor)
  • Более 30 лет работы в международном праве.
  • Доктор права (Juris Doctor).
  • Преподаватель в Американском учебно-консультационном центре Pericles.

Цены

ДолжностьЦена за 1 час работы
Партнерот 12 000 рублей
Руководитель направленияот 10 000 рублей
Старший юристот 8000 рублей
Юристот 5000 рублей
Младший юристот 3000 рублей
Помощник юристаот 2500 рублей
Дела из практики компании
По делу стояла задача о взыскании неустойки, начисленной за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате выполненных работ, в размере 513 000 рублей, возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 55 000 рублей.
По делу стояла задача о взыскании денежных средств в размере 3 465 710 рублей основного долга, 150 000 рублей расходов на подготовку иска и оплату услуг представителя в размере 40 329 рублей судебных расходов, в рамках иска по муниципальному контракту.
По делу стояла задача о взыскании задолженности в размере 994 462,97 рублей.

Где можно обжаловать решение (действия) таможни

Если ваши права нарушены, сотрудниками таможенной службы, то вынесенное таможенными органами решение (действие) можно обжаловать:

  • Непосредственно в таможенном ведомстве. Заявление с претензиями на действия работника можно оставить на месте сразу после случившегося или отправить почтой в вышестоящую организацию. В ряде случаев допускается устное обращение. Законодательно такой порядок обжалования решений допускается только по делам до 1,5 млн. руб. (стоимость растаможиваемого груза).  
  • В суде, в т.ч. в арбитражном. Закон не обязывает соблюдать очередность (последовательность). У предприятия есть право обратиться с иском в суд в случае неправового решения (действия) таможенного органа одновременно с написанием заявления в вышестоящий орган таможенной службы.

Важно помнить, что целью обжалования является в первую очередь правовое решение таможенной службы, а не наказание сотрудника, допустившего ошибку. Причиной может быть некомпетентность, нежелание брать на себя ответственность, инициатива руководителя или положение нарушающей закон инструкции, что нередкость, а не только злой умысел.

Решение проблемы в режиме диалога всегда более эффективно, чем в формате конфликта.  Конфликтный подход — основная ошибка, которую допускают работники предприятий, занимающихся ВЭД, при обжаловании решений таможенных органов.

Сроки оспаривания решений (действий, бездействия) таможенного органа

Закон отводит для подготовки претензии на решение таможенного органа 3 месяца. Отсчет ведется со дня, когда права были нарушены.

Если  работник таможенной службы выносит вердикт в момент обращения, то срок отсчитывается с этого дня. Если для подготовки ответа сотрудникам ведомства дается время, то отсчет начинается с того дня, когда истекает, срок отведенный законом на рассмотрение обращения.

Отсчет ведется независимо от того, был предприятием ответ фактически получен или не был. При этом суд, также как и вышестоящий орган (работник) таможенного ведомства обязан учесть уважительные причины.

Если срок обжалования заканчивается, а необходимые для оспаривания документы еще не готовы, можно предварительно написать заявление с возражениями на имя вышестоящего руководителя. А после того как от него будет получен отказ, направить в вышестоящий орган более полный текст с обосновывающими документами.

Требования, которым должна соответствовать жалоба

Жалобу на неправовое решение таможенного органа могут отклонить из-за допущенной ошибки.

Законодательно предусмотрены следующие основания для отказа рассматривать жалобу на решение таможенного ведомства или нижестоящих органов ведомства:

  • Нарушены сроки, отведенные на процедуру обжалования. Если документы, обосновывающие наличие уважительных причин приложены, ведомство обязано рассматривать обращение.
  • Не соблюдены предъявляемые к жалобам требования. Они изложены в 311-ФЗ. Однако, несмотря на простоту и четкость требований, именно этот пункт чаще всего вызывает затруднение у работников предприятий, составляющих обращение. Если в штате нет хотя бы начинающего юриста, ошибки встречаются очень часто. Ниже общие требования к документу изложены более подробно.
  • Лицо (предприятие) уже обратилось в судебную инстанцию, и по обращению вынесено решение или же в настоящий момент идет рассмотрение дела. Это не лишает права служащих в таможенном органе лиц отменить неправовое решение (действие) подчиненного.
  • В документе изложены претензии, касающиеся действий другого ведомства. В этом случае секретариат обязан передать обращение по подведомственности.

Важно: ответ с отказом рассматривать претензию на действия таможенной службы ведомство обязано направить заявителю не позднее 3 дней с момента получения.

Содержание жалобы на решение, действия, таможенной службы

Процедура обжалования решений (действий, бездействия) таможенных органов может быть как устной, так и письменной. Если законодательно предусмотрено письменное обращение, то оно должно быть надлежащим образом оформлено (ст.39).

Правила оформления:

  • В документе обязательно должно быть указано наименование органа таможенной службы (должностного лица), которое должно рассмотреть обращение.
  • Под претензией лицо, которое пострадало от неправомерных действий должно поставить подпись. Допускается также подписание текста обращения представителем по доверенности. Если обжалованием решения (действия, бездействия) таможенного органа занимается наш юрист, то он может подписать текст самостоятельно или предать его на подпись директору предприятия. Все зависит от желания руководителя компании, пострадавшей от неправового решения (действия) таможенного ведомства.
  • Текст обращения обязательно должен включать название организации, от имени которой подается обращение, или ФИО, подающего жалобу.
  • Основная часть, в которой следует изложить суть вопроса, должна быть ясной и полной. Путаный текст, содержащий большое количество эмоциональных аспектов, вместо убедительных аргументов, малоэффективен. Нередко предприниматели под воздействием раздражающих фактов составляют заявление таким образом, что суть оспариваемого вопроса остается неясной. Важно четко изложить, какое решение (действие) работника  таможенной службы оспаривается.

Прикладывать документы, в которых содержатся доказательства, неправомерности вердикта работников таможенных органов, не обязательно. Однако если имеются сведения, способные повлиять на окончательное решение, о них необходимо сообщить. Если эти данные уже имеются в распоряжении ведомства, предоставлять их не нужно.

Если у предприятия есть документы, способные повлиять на  выносимое таможенными органами решение, их следует направить в ведомство вместе с жалобой. В противном случае рассмотрение вопроса затянется. Рассматривающий обращение сотрудник таможенной службы для принятия решения должен будет запросить недостающие документы. Если в ответ на запрос сведения не будет направлены, таможенные органы имеют право не учитывать такие доказательства. В интересах предприятия приложить необходимые для положительного результата данные к жалобе на неправовые решения (действия) таможенного ведомства сразу.

Практика обжалования действий (бездействия) таможенных органов

Сложившая практика показывает, что своевременное привлечение юриста по ВЭД позволяет избежать наихудших последствий.  Своевременное предоставление правовых аргументов таможенным органам в случае неправового решения, действия сотрудника таможенной службы даст возможность должным образом все оформить на месте, что важно для последующего оспаривания.

Шанс блокировки груза работниками таможенной службы, если со стороны предприятия присутствует юрист (на месте или в режиме консультации), гораздо ниже.

Помощь в оспаривании решений таможенной службы

Целесообразность привлечения специалиста для оспаривания решения (действия, бездействия) таможенного органа зависит от сложности случая. Однако если в штате нет собственного опытного в вопросах ВЭД юриста, ошибки неизбежны. А сложность оспаривания с каждым этапом возрастает. Если предыдущая инстанция уже отказала удовлетворить требования, доказать обоснованность претензий на следующем этапе значительно сложнее.

Также не следует сбрасывать со счетов возможность мирного урегулирования. Во многих случаях неправомерное решение удается отменить без обращения в суд. Конструктивный диалог самый результативный способ. Если предприятие в таможенном органе представляет хорошо подготовленный профессионал, то устное обращение — эффективный путь.  

Юристы Fedorov, Danilov & partners обладают опытом обжалования решений (действий, бездействия) таможенных органов в Москве. На нашем счету десятки выигранных дел. Обращайтесь, мы постараемся найти выход из затруднительного положения.

Есть вопросы, но не знаете, с чего начать?

Напишите нам или закажите звонок — мы поможем по любым юридическим вопросам. Выслушаем вас и предложим варианты сотрудничества.