Медиация

Получите юридическую консультацию
Нажимая кнопку «Получить консультацию», вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Получите бесплатную консультацию
Нажимая кнопку «Получить консультацию», вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Наша команда:
Никита Федоров
Никита Федоров
Управляющий партнер
  • Более 20 лет работы в российском праве.
  • Член экспертного совета при Комитете Государственной Думы России по физической культуре и спорту.
  • Член юридического совета ФРИО.
Сергей Данилов
Сергей Данилов
Партнер (Россия), Доктор права (Juris Doctor)
  • Более 30 лет работы в международном праве.
  • Доктор права (Juris Doctor).
  • Преподаватель в Американском учебно-консультационном центре Pericles.
Дела из практики компании
По делу стояла задача о взыскании неустойки, начисленной за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате выполненных работ, в размере 513 000 рублей, возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 55 000 рублей.
По делу стояла задача о взыскании денежных средств в размере 3 465 710 рублей основного долга, 150 000 рублей расходов на подготовку иска и оплату услуг представителя в размере 40 329 рублей судебных расходов, в рамках иска по муниципальному контракту.
По делу стояла задача о взыскании задолженности в размере 994 462,97 рублей.

Досудебный порядок урегулирования спора

Выгоды разрешения  конфликта в досудебном порядке очевидны. Но предприниматели пользуются этой возможностью неактивно. Часто досудебное урегулирование спора проводится формально, так как необходимо соблюсти требования законодательства. Причина такого подхода проста — без специальных знаний и опыта эффективность переговорного процесса невелика. Однако при наличии квалификации шанс вернуть деньги составляет не менее 50%.

Когда досудебное урегулирование споров обязательно

Дела, по которым суд отклонит заявление (иск), если истцом не была реализована (бала реализована ненадлежащим образом) процедура досудебного урегулирования споров:

  • Взыскание обязательных платежей (взносы, налоги, пошлины) и санкций по ним. Прежде чем обратиться в суд, госорган обязан уведомить неплательщика о необходимости заплатить недоимку.
  • Обжалование решений госорганов, в т.ч. требований ИФНС. К примеру, в ответ на отказ зарегистрировать предприятие или ИП сначала нужно направить жалобу, и если в ходе переговоров (переписки) спор не удастся разрешить, следует обращаться в суд. Таковы правила порядка, установленного для разрешения конфликтов, между предприятиями (физлицами) и представителями власти.
  • Расторжение или изменение договора без согласия второй стороны.
  • Оспаривание обязанности заключить договор. Прежде чем отказаться от контракта по выигранному тендеру (торгам) необходимо пройти процедуру досудебного урегулирования спора.
  • Требования, связанные с перевозками грузов.
  • Другие случаи, установленные законодательством.

Законом предусмотрено 2 процедуры досудебного урегулирования спора: административная и претензионная. В претензионном досудебном порядке происходит урегулирование экономических споров. В административном порядке урегулируются споры с государственными органами.

Правила порядка претензионного урегулирования споров

Последовательность действий в ходе досудебного порядка урегулирования спора зависит от оспариваемой статьи. Для каждого случая законодательством предусмотрена отдельная процедура. Соглашение сторон может изменять последовательность действий и сроки. Строгое соблюдение порядка, отраженного в законе и договоре, дает право обратиться в суд.

Досудебный порядок урегулирования спора о качестве туристического продукта  

Согласно законодательству лицо, имеющее претензии, должно обратиться к компании, оказавшей услугу ненадлежащего качества, в течение 20 дней. Отсчет временного интервала ведется с даты окончания срока действия соглашения сторон. На рассмотрение обращения, которое должно быть реализовано в письменной форме, отводится не более 10 дней.

Порядок урегулирования споров с госорганами

Согласно НК ИФНС в обязательном порядке должна предложить неплательщику погасить недоимку. Срок, отведенный на подготовку ответа, составляет 30 дней.

Важно: налоговая служба законодательно наделена правом принимать различные меры к нарушителю во внесудебном порядке. Так, если предприниматель забыл или не посчитал нужным в установленный срок подать декларацию, его счет может быть заблокирован. Данная мера реализовывается на основании решения руководителя. Соблюдение порядка (де-юре) досудебного урегулирования не требуется.

Процедура досудебного порядка урегулирования при расторжении соглашения

При расторжении договора или внесении в него изменений предусмотрена следующая процедура:

  • Инициатор направляет второй стороне соглашения требование (предложение).
  • При отсутствии отклика в течение 30 дней или в случае получения отрицательного ответа у инициатора появляется право обратиться в суд. Тридцатидневный период отсчитывается при условии отсутствия указания иного временного интервала в соглашении сторон.

Если у предприятия отсутствуют доказательства соблюдения порядка, процедуру придется начинать сначала. Невозможность предъявить доказательства выполнения предусмотренных законодательством действий по досудебному урегулированию лишает права обжалования в суде.

Необходимость досудебного порядка урегулирования спора закреплена в ГК, ГПК, КАС, АПК и др.

Когда процедура досудебного урегулирования не требуется

Досудебный порядок урегулирования спора необходимо соблюдать только в установленных законодательством случаях.

Формальная процедура не требуется:

  • При рассмотрении исков о нарушении прав и интересов группы лиц.
  • Если предстоит дело о банкротстве.
  • При рассмотрении требований по корпоративным спорам.
  • Для получения судебного приказа.
  • В других случаях, отраженных в действующем законодательстве.

Важно: отказываться от переговоров не всегда целесообразно, даже если закон не обязывает предпринимать попытки урегулирования до обращения в суд. Поскольку судебный приказ не гарантируют возврата средств.

Содержание претензии

Претензия в обязательном порядке должна содержать:

  1. Реквизиты сторон.
  2. Требования (уплатить долг, оплатить поставленный товар, возместить вред и т.п.) .
  3. Основания требований (положение закона или договора, квитанции, поручения, акты-сверок, накладные и т.п.).
  4. Сумму, если требованиям дана денежная оценка. Размер необходимо обосновать. В ряде случаев требуется приложить расчет (необязателен).
  5. Дату и подпись.

Документ необходимо подготовить в 2-х экземплярах. В случае отказа ответчика расписаться в получении, суду следует предъявить почтовое уведомление, подтверждающее вручение, опись, а также второй экземпляр.

При наличии возможности претензия передается в секретариат ответчика. На втором экземпляре работник канцелярии ставит отметку (штамп и роспись) в получении.

Переписку нужно обязательно сопровождать устными переговорами. Эффективность претензионного порядка при компетентном подходе высокая.

Сотрудники компании Fedorov, Danilov & partners много лет занимаются урегулированием экономических конфликтов. Нам хорошо знакомы правила порядка досудебного урегулирования. Мы умеем разрешать споры путем переговоров. Обращайтесь.

Есть вопросы, но не знаете, с чего начать?

Напишите нам или закажите звонок — мы поможем по любым юридическим вопросам. Выслушаем вас и предложим варианты сотрудничества.